Марийский традиционный праздник Дийин (Джиен)
Понятие Джиен / Йыйын у башкир и многих других тюркских народов, включая татар и казахов, означает собрание, на котором решались важные родоплеменные вопросы – войны и мира, маршруты определения границы кочевок, границы вотчинных земель, соблюдения норм обычного права и т. д.; это был орган самоуправления рода и племени. В завершение проводился народный праздник с приглашением и угощением гостей, играми и состязаниями. С присоединением Башкирии к Русскому государству началось ограничение функций Йыйына / Джиена, особенно после подавления башкирских восстаний XVII–XVIII вв. Согласно Указам царского правительства от 11 февраля 1736 г. было разрешено их проводить только один раз в год в присутствии представителей
властей. Запрещалось обсуждать вопросы военно-политического и экономического характера. На первое место выдвинулась развлекательная часть. После введения кантонной системы управления
в 1798 г. они вовсе были запрещены. Остался лишь народный праздник Йыйын / Джиен. Он проводился летом после сева до уборки урожая,
на поляне или на возвышенном месте. На праздник собирались жители родственных аулов с приглашением соседних деревень.
разных деревень, народным гулянием. В крупных деревнях по очереди проводились ярмарки, длившиеся по 2–3 дня. Торговцы приезжали издалека на лошадях с большими
На ночь торговцы оставались ночевать у местных жителей. В каждой деревне праздник обычно начинался в пятницу и заканчивался в воскресенье. В четверг гости заезжали, а в понедельник разъезжались.
Они включали в себя вождение хороводов на лугах, катание на подводах с песнями, гармонью. Катание проводилось по большому кругу, в середине которого проходили игрища. На игрищах широко практиковалось совместное хождение юношей с понравившимся им девушками. По рассказам информаторов, многие марийские семейные пары познакомились
в праздник Дийын.