Версия для слабовидящих

Муниципальное казенное учреждение «Отдел культуры администрации МР Калтасинский район» РБ

452860, Республика Башкортостан, Калтасинский район, с. Калтасы, ул. Карла Маркса, 64. Телефон 8 (34779) 4-19-10, ИНН 0227000510, КПП 022701001, ОГРН 1020201012050, e-mail: kaltasykultura@mail.ru

Муниципальное казенное учреждение «Отдел культуры администрации МР Калтасинский район» РБ

452860, Республика Башкортостан, Калтасинский район, с. Калтасы, ул. Карла Маркса, 64. Телефон 8 (34779) 4-19-10, ИНН 0227000510, КПП 022701001, ОГРН 1020201012050, e-mail: kaltasykultura@mail.ru

Народный танец восточных мари “Ший кандыра” (“Серебряная веревочка”)

По мнению некоторых ученых, марийцы Башкортостана сохранили больше этнической самобытности и национального менталитета, чем на своей исторической Родине. Разумеется, контакт с татарским, башкирским и русским населением не смог остаться незамеченным, однако именно этот контакт сделал возможным сохранение своеобразной этнокультуры. И одним из ярких представителей такой культуры стал танец «Ший кандыра» или «Серебряная веревочка».

Исследователи считают, что танец является уникальным явлением в национальной культуре восточных мари. По мнению балетмейстера, академика, народного артиста Республики Марий Эл, заслуженного деятеля искусств РФ Михаила
Мурашко, танец «Веревочка» можно назвать великолепным образцом марийского народного творчества.
В этом танце во всей полноте отразилась философия и психология марийского народа, его верования, взаимоотношения друг с другом и со своими соседями. Его умеют танцевать представители почти всех
возрастов от юношей и девушек до почтенных стариков. Танец исполняется жителями деревень при совершении народных обрядов, на праздниках, культурно-досуговых мероприятиях.

Танец «Кандыра» зарождался со времен язычества и формировался в течение веков. Собирались мари вместе и начинали «вить веревку», что, согласно легенде, означало оберегаться от злых духов,
а топот и дроби – изгнание болезни из себя, для чего танцевали в лаптях и прикрепляли к ним маленькие колокольчики. Мелодика танца, подпитываемая пением мужчин и женщин и напевами волынки (шувыр), барабана (тумыр), свирели (шиялтыш) приобрела патриотическо-патетический характер, вызывала положительные эмоции и призывала к объединяющим чувствам. На народных праздниках, свадьбах, гуляниях этот танец становится кульминационным моментом. «Веревочка» — это ритуальный бытовой танец восточных мари и бытует он по сей день во всех подгруппах
восточных мари, отличаясь колоритом, самобытностью, исполнительской манерой.

Танец состоит из двух частей.

В первой части танцующие идут шагом, причем шаг мог быть простым, с акцентом,
скользящим, и поют частушки, затем гармонист дает вступление ко второй части.

Во второй части мужчины сильно и ритмично дробят, резко взмахивая руками. Женщины
же плавно плывут, исполняя частый ход и прищелкивая пальцами, местами вращаясь вокруг себя. В ряде локальных мест исполнения «Веревочки» женщины тоже дробили, но мягче.

Для первой части характерно сопровождение пения. Вторая часть как будто специально существует для дробных выстукиваний «тыбырдык». «Вывертыш» между первой и второй частями не входит в количество музыкальных тактов. Танцующие в это время могут делать, слегка приостановившись, «тройной притоп» два раза. А после этого притопа начинается дробное выстукивание всеми участниками. Основная дробь «тыбырдык» знакома всем участникам танца. Где и как его выучивают − совершенно непонятно: дробь очень сложная. Сейчас эта дробь варьируется и обретает очертания чуть ли не сценического танца. Основная дробь бьется несколькими вариантами. В каждой деревне своя манера и свои ритмы.

Танец «Кандыра» имеет для народов мари сегодня
большую эстетическую и художественную ценность.
Исследователи традиционной народной культуры мари
отмечают, что даже присутствие при исполнении данного танца
и тем более само исполнение «заряжает» людей хорошей,
доброй энергией, создает чувство единения.
Поэтому танец «Кандыра» называют
танцем-объединением, связывающим
между собой всех мари.